главная отправить сообщение карта сайта
 
НИОКР
 
 
 
 
 
 


страница ссылок

 
 

Деньги - мусор. Обратное тоже справедливо



Поездки по стране подарили не только волнующее ощущение ее просторов, но и гнетущее осознание ее замусоренности. Иной раз в отчаянии кажется, что уже невозможно увидеть чистую железнодорожную насыпь или обочину шоссе, что не найдешь рядом с дачными поселками лесной опушки без стихийной свалки или прудика без торчащего из воды холодильника.

Отходы представляют собой серьезный фактор давления на окружающую среду, но само их наличие и дальнейшее появление неизбежно. Во всем мире вместе с ростом уровня жизни растет объем твердых бытовых отходов (ТБО). Ежегодно в нашей стране образуется 3,4 млрд т ТБО. По разным оценкам, промышленной переработке подвергается не более 3-7%, остальное вывозится на свалки и полигоны для захоронения. При этом все говорящие об отходах делятся на пессимистов и оптимистов. Первые видят в отходах нашу погибель; вторые -- неиссякаемый источник ресурсов и создают технологии, позволяющие увеличить уровень промышленной переработки ТБО с 3-7% до 70%.



Хочешь квартиру -- сделай экскаватор

Ниточка к предприятию "Рекстром-М" протянулась от известного ООО "НПП 'Циркон-Сервис'" (см. "Оборудование" №3/2007 -- Ред.). Именно там назвали предприятие, которое оснащает экологически чистыми туалетами вагоны ОАО "РЖД", в том числе вагоны класса люкс. Было сказано также, что на этом предприятии делают установки для сортировки и переработки ТБО.



Договорившись о встрече с генеральным директором НПП "ООО 'Рекстром-М'" Владимиром Васильевичем Марьиным, я все же поискала в Интернете информацию о номенклатуре выпускаемой предприятием продукции. Собственного сайта фирмы я не нашла, но на множестве других сайтов говорилось о том, что главным видом деятельности предприятия является производство и организация эксплуатации уборочной техники, подъемно-транспортных машин и оборудования. И на производственной территории я ожидала увидеть стройные ряды готовых к встрече с покупателем сверкающих коммунальных машин. Не увидела. Их, как потом выяснилось, практически перестали выпускать, хотя за открытыми воротами цехов отчетливо были видны признаки нормальной заводской жизни. Начинавшееся знакомство с предприятием казалась окрашенным прямо-таки в детективные тона. Без экскурса в историю было никак не обойтись. С него и начался наш разговор.



В декабре 1985 года молодой преподаватель Московского горного института, ожидавший прибавления в семействе, пришел поинтересоваться перспективами получения жилья в молодежном жилищном комплексе "Якиманка". Там три дома по Спасоналивковскому переулку были поставлены на реконструкцию. Выяснилось, что на 110 квартир претендовали 5 тысяч желающих. Тем не менее он внимательно изучил положение об МЖК, в котором было написано, что 10% квартир можно отдать тем, кто в состоянии ускорить строительство. Вузовский преподаватель хорошо разбирался в технологии машиностроения и ремонте горных машин, но что такое реконструкция здания вообще себе не представлял. Тогда он пошел к генподрядчику -- в Главмосремонт -- и напросился на экскурсию на строительную площадку.



История умалчивает степень удивления представителей генподрядчика, но любопытствующего отвели на сходную стройплощадку и показали технологию разборки зданий с деревянными перекрытиями стен и метровой толщины полов с засыпкой шлаком. Она была простая. Малоквалифицированный приезжий люд, который сегодня называют "понаехали тут", а тогда называли лимитчиками, ломом разрушал перекрытия, грузил мусор на носилки, нес его через всё помещение и ссыпал из окна дома. Такая технология разборки здания была дешевой, но длиться могла годами. Владимир Марьин посчитал объемы и предложил следующее: он делает мини-экскаватор с электроприводом для работы в помещении, который ломал бы стены и полы и грузил мусор на легкие переносные конвейеры, которые установлены вдоль всего этажа дома. По самым скромным подсчетам это должно было в 5 раз ускорить разборку здания. Доложил на техсовете Главмосремонта, и две заинтересованные стороны ударили по рукам. Правда, подсчеты, как выяснилось, оказались неточными: реальный срок разборки сократился в 10 раз. Деньги на разработку документации, изготовление опытных образцов и внедрение дал Главмосремонт. На выделенные деньги были куплены списанные станки, сварочные аппараты, металл. Дали также двор, два отселенных дома, где после работы Марьин с коллегами по институту собирал эти экскаваторы. Сделали два экскаватора, стометровый конвейер для дома собственной мечты. Этого оказалось достаточно, чтобы, вместо 9 месяцев силами 110 человек, разобрать дом за две недели силами 11 человек (позвал своих из горного института). Когда об этом узнали, потянулись делегации из Моссовета, и за этим пошли объекты Мосводоканала, театр им. Е. Б. Вахтангова и другие.



"Яйценесущая молочно-шерстяная свинья"



В 1987 году появилась настоящая производственная площадка. Марьин с другом организовал кооператив "Ростр": при Минмонтажспецстрое начали делать роботизированные манипуляторы, потребность в которых возникла после Чернобыльской аварии. Наш герой занимался инновациями, компаньон занимался финансами. В 1989 году Марьин попал в аварию, а когда вышел из больницы, оказалось, что его уже нет в кооперативе. Правда, всё по закону Ломоносова уравновесилось: в одном месте убыло, в другом должно было прибыть, -- его уже разыскивали. В Мосжилремэксплуатации задумали создать единую генподрядную организацию для уборки дворов, тротуаров и внутриквартальных проездов, а также соответствующие средства механизации.



-- Задача формулировалась просто,-- рассказывает Владимир Васильевич -- У нас, мол, зимой работает 100% техники, а летом 20%. Значит, нужна многофункциональная машина, которая должна заменить ручной труд и быть полностью загружена и зимой, и летом. При этом выполнять все операции: подметать, убирать, озеленять, чистить лед, ремонтировать твердые покрытия и так далее. Сделать машину для нас не было проблемой, проблема была в том, что у нас не было производственной базы. Вот тогда, под решение этой задачи и был создан "Рекстром-М" -- реконструкция, строительство, механизация. С производственной базой помог зампредседателя Моссовета Александр Сергеевич Матросов. И началось. Через "Машиноимпорт" стали знакомиться с зарубежными образцами. В апреле взяли в аренду площади, в июне отправили 30 мини-экскаваторов для "Норильскникеля", а 11 декабря выставили во двор Моссовета первую тротуароуборочную машину. Она получилась интересной. Полноприводная, с так называемой ломающейся рамой, дизельным двигателем Lamborghini, регулируемым насосом Rexroth, без коробки передач. Водитель в кабине вместе с рулем мог поворачиваться на 180 градусов. И ко всему этому -- 14 видов навесного оборудования. Поскольку у Rexroth закупали гидравлику, немцы по своей традиции заинтересовались, как используется их продукция. И в их журнале появилась статья под названием "Переналаживаемая, приспособленная, недорогая -- коммунальная машина из России". На фоне Васильевского спуска стояла наша машина, которую в статье дословно назвали "яйценесущая молочно-шерстяная свинья" -- такое идиоматическое выражение, отдаленно сходное с нашим "и швец, и жнец, и на дуде игрец". Вот так нам заказали сначала 5 машин, а потом еще 50. И при этом нашей же организации было предложено провести эксперимент по эксплуатации этой техники.



-- В чем заключался эксперимент?

-- Для города это был эксперимент по отработке технологии уборки, благоустройства и вывозу отходов и ее организации, основанной на принципе единого подрядчика. А для нас -- хорошая проверка эксплуатационных возможностей нашей техники. Было распоряжение премьера московского правительства Юрия Лужкова. Эксперимент распространялся на территориальные управления "Якиманка" и "Даниловское" -- вместе миллион двести тысяч квадратных метров. Мы взялись за это с молодым задором, а по окончании первой же зимы выяснилось, что мы с этой территории вытеснили 16 подрядных организаций, которые убирали, вывозили мусор, чинили покрытия, меняли бордюры, заборчики ставили.



Страница:   1   2   3   4 
 
 
 
комплексное решение принятой к реализации проблемы.
Все права защищены. ООО "Рекстром-М". 2007 г.
Разработка и создание сайта Q-ART.RU
Ремонт холодильного оборудования в Москве и Подмосковье